Агропромышленный комплекс

22.11.2022

Обобщающий урок географии в 9 классе

Тема: Агропромышленный комплекс

Цели и задачи урока:

1. Расширить и закрепить представление о первичном секторе экономики.

2. Сформировать знания об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства.

3. Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и географией размещения растениеводства. Сельское хозяйство - древнейшая отрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики. Сельское хозяйство использует “производительные силы природы”: плодородие, солнечный свет, тепло, осадки, естественную растительность – пастбища, сенокосы).Земля – главное богатство России. Россия располагает огромной земельной площадью. Только 13 % составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве. Россия имеет “северное” географическое положение, поэтому большую часть территории не может использовать из-за холодного климата, неблагоприятных условий, вечной мерзлоты, заболоченности почв и т.д.Важнейшей особенностью с/х является его зависимость от природных условий. Каждый вид культурного растения обладает своим ареалом распространения, требовательностью к теплу, свету, влаге, плодородию и т.д.

С/х состоит из двух взаимосвязанных отраслей – земледелия (растениеводства) и животноводства.Основой растениеводства страны является зерновое хозяйство, на долю которого приходится половина всех посевных площадей. Основные зерновые культуры России – пшеница, рожь, ячмень, овес.Об особенностях выращивания зерновых культур, рассказал выпускник Агротехнологического факультета ЧГУ им. А-Х.А.Кадырова Адыков Сулеймен Заурбекович. Из его рассказа ребята узнали, что пшеница требует плодородных почв, любит продолжительное теплое лето и не нуждается в обилии влаги. Поэтому основными районами ее выращивания являются степная и лесостепная зоны.По способу выращивания пшеница бывает озимой и яровой. Озимую высевают осенью, и ко времени установления снежного покрова она успевает взойти и окрепнуть, а зиму проводит под снегом. Как только он сходит, пшеница тут же идет в рост. Урожайность ее бывает обычно очень высокая. Яровую пшеницу сеют весной и убирают позже, чем озимую. Урожайность яровой, обычно, в два раза ниже. По качеству озимая пшеница гораздо лучше яровой. Так почему же на ее долю приходится только 1/3 пшеничных посевов? Почему не вся пшеница в стране озимая? Для озимой пшеницы необходима относительно теплая многоснежная зима, характерная для умеренно-континентального климата южной части нашей страны. В условиях же континентального климата с холодной малоснежной зимой выращивать можно только яровую пшеницу. Границей между двумя типами климата в европейской части страны является Волга, поэтому на правом берегу раскинулись посевы озимой пшеницы, а на левом – яровой.В отличие от пшеницы, рожь, овес и ячмень менее требовательны к плодородию почвы, а вот влаги для их произрастания требуется больше. Поэтому эти с/х культуры выращивают в зоне смешанных лесов и южной тайги, т.е. в гораздо более северных районах, чем пшеницу. Ячмень и вовсе является самой северной из зерновых культур. Он вызревает всего за 80-90 дней. Ему вполне хватает короткого северного лета, а в силу своей неприхотливости может расти и в южных засушливых районах.Меньшее значение для растениеводства нашей страны имеют такие зерновые культуры, как кукуруза и рис. Их возделывают в условиях довольно жаркого климата, а рис относится еще и к очень влаголюбивым культурам. Посевы этих культур располагаются в наиболее благоприятных климатических условиях: в низовьях Волги, Дона, Кубани, на юге Приморья, в Чеченской Республике (Гудермесский и Шелковской районы) и в Республике Дагестан (Кизлярский район). Также рассмотрели вопросы о механизации и химизации сельского хозяйства и развитии отечественного и зарубежного сельхозмашиностроения. В конце урока был наглядно продемонстрирован процесс сева пшеницы сеялкой СЗ 3.6 в паре с трактором МТЗ 1221.