СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: КАК ПОПАСТЬ В ДЕСЯТКУ

09.11.2018

9 февраля Рособрнадзор проводит апробацию итогового собеседования по русскому языку для девятиклассников, в которой примут участие школьники из 30 регионов России – более 1,5 тысяч человек. Апробация будет проводиться по модели с участием экзаменатора-собеседника. На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут.Участникам итогового собеседования будет предложено выполнить четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.Учащийся получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.В процессе проведения собеседования ведется аудиозапись. Оценка выполнения заданий работы осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.Задания 1 и 2 – это работа с текстом. Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, посвящены выдающимся людям России, таким как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку. Задание 1. Выразительное чтение предложенного текста с соблюдением всех необходимых требований. Время на подготовку: 2 минуты.Критерии оценки: – интонация– темп чтения.Типичные ошибки: неправильная расстановка ударения, искажение имен собственных и терминов, некорректное произнесение слов научной и публицистической лексики, ошибки в склонении числительных. Максимальное количество баллов – 2.Задание 2. Пересказ текста с корректным включением цитаты. Время на подготовку: 1 минута. Критерии оценки: – соблюдение фактологической точности при пересказе– сохранение основных микротем исходного текста– корректное цитирование (уместность, логичность приведенного высказывания)– способы цитирования.Максимальное количество баллов – 4. Еще четыре балла школьники могут получить за правильность речи при выполнении заданий 1 и 2. Эксперты оценивают отсутствие грамматических ошибок, соблюдение орфоэпических норм, соблюдение речевых норм и отсутствие искажений слов. Таким образом, максимальное количество баллов за работу с текстом – 10.Задание 3. Монологическое высказывание на одну из предложенных для беседы тем. Это задание не связано с первыми двумя заданиями собеседования. Учащийся может выбрать один из предложенных вариантов заданий: описание, повествование, рассуждение. Время на подготовку – 1 минута, высказывание должно занимать не более 3 минут. Критерии оценки:– отсутствие фактических ошибок, приведено не менее 10 фраз по теме высказывания – учет условий речевой ситуации– смысловая цельность, последовательность изложения, отсутствие логических ошибок.Максимальное количество баллов – 3. Задание 4. Диалог с экзаменатором-собеседником. Экзаменатор-собеседник задает три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке педагога. Критерии оценки: - учащийся справился с коммуникативной задачей, даны ответы на все вопросы в диалоге- учтены условия речевой ситуации. Максимальное количество баллов – 2. Отдельные баллы девятиклассники получают за правильность речи при выполнении заданий: соблюдение грамматических, орфоэпических и речевых норм, речевое оформление: богатство и точность словаря, использование разнообразных синтаксических конструкций. Максимальное суммарное количество баллов за монолог и диалог – 9.Основной срок проведения итогового собеседования в текущем учебном году – 13 февраля, дополнительные – 13 марта и 6 мая.Справочно:Итоговое собеседование по русскому языку для учащихся 9 классов вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Успешное прохождение итогового собеседования будет для девятиклассников допуском к государственной итоговой аттестации (ГИА-9).

Источник: "Российское образование".